Времена меняются, а кружево остается. Даже тогда, когда в моду входили совсем другие ценности и стили, кода романтические нежные вещицы исчезали из нашего гардероба, уступив грубому нажиму мужских пиджаков и бесформенных курток, знатоки понимали ценность кружева. В старину оно было исключительно рукотворным и умудрилось сохранить свои притягательные свойства даже в эпоху синтетики и машинного плетения.
Какие кружева самые знаменитые. Венецианские или брюссельские кружева путешественники всегда старались привезти домой хотя бы небольшой кусочек, чтобы порадовать любимую женщину. Спрос на кружева из Италии особенно вырос в средние века, когда плетеные элементы стали фактически постоянно присутствовать в парадной светской и церковной одежде и предметах интерьера. Началом кружевной эры стал XVI век, а с XVII кружево плетут уже во всех странах Европы, потому что везти его из Венеции все-таки дороговато. Изысканный плетеный текстиль ручной работы всегда был недешевым удовольствием: он ценился так же, как золото и драгоценности. Испанский король Филипп III (известный исторический факт) боролся с непомерным тяготением знати к удовольствиям на уровне государства: в 1623 году он издал специальный указ, запрещающий носить кружева. Указ какое-то время действительно сдерживал неуемные траты аристократов на изящные ажурные вещицы, но впоследствии кружево одержало победу над королем. Русские кружева в Европе никогда не были известны так широко, как итальянские или голландские. Плетеное на коклюшках вологодское кружево появилось намного раньше, чем его европейские собратья, и настоящие знатоки всегда очень высоко ценили его. В центральной России были мастерицы, плетущие кружева из золотых и серебряных нитей, существовали целые монастырские школы. Есть документальные свидетельства XIII века, например, Ипатьевская летопись, в которой описывается одежда одного из русских князей, обшитая «круживы златыми». Получается, что русские кружева древнее европейских как минимум на три столетия.
Что запечатлел воздушный узор. Растительный орнамент из цветов и птиц – это, наверное, самый древний кружевной узор, традиции которого уходят корнями в фольклорную память. Но для средневековых венецианских кружев эскизы делали уже настоящие художники. Традиционный мотив брюссельского старинного кружева – завитки цветов и трав, а плели его, как и на Руси, из тонко спряденного льна. Чтобы льняная нить оставалась влажной и давала при плетении идеальное натяжение, лен пряли в подвалах с высокой влажностью воздуха. Наверное, поэтому старинные кружева до сих пор сохранились и поражают четкостью узора и филигранностью работы. Самый распространенный мотив старинного русского кружева – цветы и листья. В разных местностях существовали свои излюбленные сюжеты – например, на юге России в кружевном плетении появилась голова птицы, мотив «павлиний хвост» и т.д. В каждой губернии кружево имело свое лицо, часто очень примечательное. Не надо думать, что плетение кружева было уделом только бедных женщин, зарабатывающих тяжким ручным трудом. В Европе, например, кружевоплетением с удовольствием занимались многие царствующие особы: английские музеи до сих пор хранят вышивки королевы Шотландии Марии Стюарт. Она любила изображать на вышивках птиц и зверей. Итальянцы не зря называли кружево «стежком в воздухе». Кружево создается из нити и воздушного пространства. И то, и другое одухотворено замыслом и мастерством автора, поэтому кружево так завораживает и привлекает. Сегодня, когда возможности мировых центров по производству ажурного текстиля просто безграничны, когда, кажется, нас трудно чем-либо поразить, кружево по-прежнему доставляет удовольствие, удивляет и переживает свое новое рождение – уже неизвестно какое по счету.
Почему кружево так близко телу. В эпоху компьютерных технологий, технологических потоков и глобализма человека вновь больше всего трогает то, что сотворено руками, согрето теплом души. А кружевные ткани как будто сотканы из воздуха по мановению волшебной палочки, даже если их сотворила современная машина, и сохраняют для нас аромат штучного подхода к одежде. На вещах из кружева лежит печать рукотворности, и ничего, если в действительности ее намного меньше, чем кажется. К тому же кружево всегда было сексуальным аксессуаром, соблазнительно приоткрывая (и слегка прикрывая) тело. Сегодня это свойство выступает вперед в еще большей степени. Женщины обожают кружевное белье, потому что… оно нравится мужчинам. Кружево царствует в бельевой моде и неплохо чувствует себя в современной нарядной одежде. Изысканные детали из кружева «под старину» способны поднять любую модель платья на другой уровень. Но в кружевах можно остаться и простой девчонкой в дачном наряде: лен и кружево с деревенскими мотивами будут очень кстати на отдыхе, у моря или у речки. Современный взгляд на кружево позволяет по-новому взглянуть на вещи из «бабушкиного сундука». Многое из того, что казалось тебе устаревшим, ненужным, не стоящим внимания, вдруг выглядит совсем иначе: пожелтевший от времени подзор, которым когда-то украшали кровать с пышными подушками, приоткрывает забытый мир, к которому стоит присмотреться повнимательней. Старому кружеву можно подарить вторую жизнь, отбелить или наоборот, придать легкий кремовый или голубой оттенок, сделать элементом платья или юбки, превратить в неповторимый шарф или накидку. Такого в магазине не купишь!
|